Одним из условий социализации детей с ограниченными возможностями является формирование безбарьерной среды жизнедеятельности в нашем дошкольном учреждении.
Создание и обеспечение безбарьерной среды в Детский сад № 2 г. Полоцка предусматривает:
Во-первых, беспрепятственный доступ детей с ограниченными возможностями к дошкольному образованию
Во – вторых, в учреждении созданы материально-технические условия, которые соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилами нормативам, а также правилам пожарной безопасности:
• Учреждение имеет удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта.
• Группа для детей с НФОДА расположена на первом этаже, имеет отдельный подъезд с оборудованным пандусом для въезда и спуска колясок.
• Групповые площадки для детей располагаются в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп.
В дошкольном учреждении предусмотрены помещения для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми: групповые помещения, кабинеты дефектологов, педагога - психолога, музыкальный и физкультурный залы. Все кабинеты и помещения оснащены необходимым игровым, спортивным оборудованием и инвентарём, соответствуют принципам необходимости и достаточности.
В соответствии со стандартом развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство групп и всего учреждения оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, и обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Особое место отводится игровому материалу для развития восприятия и ощущений: яркого цвета, разной формы, разной фактуры, с разнообразными наполнителями.
2) Пространство трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей.
3) Вариативность среды предполагает: наличие в учреждении и группах различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр.
4) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; расположение игр и пособий на доступном для детей уровне (ковре, низких стеллажах)
5) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
В - третьих, создание образовательной среды – предоставление равных возможностей в получении образования для детей с ограниченными возможностями и здоровых детей.
Образовательная среда учреждения:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) обеспечивает открытость дошкольного образования;
5) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
В учреждении работают педагоги, имеющие соответствующую квалификацию для коррекции нарушений развития детей с ОПФР, оказания им квалифицированной помощи в освоении Программы:
• учителя-дефектологи,
• воспитатели,
• педагог-психолог,
• музыкальные руководители.