Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.
Организация с детьми раннего возраста
Адаптация ребенка к дошкольному учреждению
Дети раннего возраста — очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего — обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.
Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?
Врачи и психологи различают три степени адаптации ребёнка к детскому саду:
лёгкую, среднюю, тяжёлую.
При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течении месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми. Окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течении месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. При поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжёлаяадаптация приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость).
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой “домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.
Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.
Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.
Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения.
Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста следует делать на сенсорные и моторные игры.
Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.
При проведении занятий необходимо учитывать специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого педагога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.
В организацию адаптационного периода включаются элементы театрализованной деятельности:
-показ настольного театра «Теремок»,
-драматизация сказки «Как собака друга искала»
-инсценирование потешки «Курочка Рябушечка»
— игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»
На протяжении всего адаптационного периода целесообразно проводить игровые занятия, основными задачами которых являются:
преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения;
снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
развитие речевой активности, восприятия, внимания;
развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
развитие игровых умений и навыков.
Это могут быть такие игры и занятия, как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».
Необходимо на занятиях использовать приемы, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей:
— игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Дождик как-кап-кап», «Плыви кораблик», «Печем пирожки», «Вымоем машину».
— пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш малыш», «Мальчик-пальчик», «Сорока», «Домик».
— монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).
— сжимание кистей рук (малышу предлагать резиновую игрушку-пищалку).
— рисование фломастером, красками.
— слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк).
-занятия смехотерапией.
В основную часть занятия необходимо включать игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.
Завершать занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению. Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Каждое занятие эффективно проводить в несколько этапов, игры по ходу варьировать в зависимости от реактивности детей. Проявляющаяся в этом возрасте у детей синтония (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топание, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.
Следует не забывать ежедневно использовать язык поэтических образов, так созвучный детской душе. С помощью потешек, пестушек, колыбельных песен, песенок малыши приобретают необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира.
Успешная адаптация — это залог физического и психологического благополучия ребенка. Критерии эффективности успешной адаптации: социализация детей младшего дошкольного возраста; повышение уровня эмоционального благополучия; развитие физической и психологической культуры детей.
Используемая литература:
1.Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007. — 79 с.
2.Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
Общие правила по привитию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет
- Воспитывать положительное отношение к процессам, связанным с едой, укладыванием спать, туалетом.
- Проводить режимные моменты точно по режиму.
- Постоянно закреплять ранее приобретенные умения и обучать новым умениям.
- При проведении процессов воспитывать культурно-гигиенические навыки.
- Воспитывать у детей правила поведения, связанные с тем или иным процессом.
- Обучая детей умениям и навыкам, использовать разнообразные приемы: показ, прямая помощь, словесные указания и объяснение, напоминание.
- Процессы проводить постепенно, не допускать, чтобы дети ожидали друг друга.
- Учитывать индивидуальные способности и состояние ребенка в данный момент.
- Относиться к каждому ребенку чутко, ласково и заботливо. Понимать настроение ребенка, учитывать его желания и потребности.
- Использовать кормление, одевание и умывание в целях развития речи, движений, ориентировок в окружающем и формировании организационного поведения.
Методические правила проведения кормления:
1, При проведении кормления необходимо воспитывать следующие умения и навыки:
а) мыть руки перед едой;
б) принести стул и сесть за стол;
в) есть аккуратно, действовать преимущественно правой рукой, к третьему году держать ложку правильно;
г) есть с аппетитом все, что полагается;
д) есть первые и вторые блюда с хлебом;
е) самостоятельно доставать и пользоваться салфеткой.
Формирование правил поведения:
— не мешать во время еды другим детям;
— не выходить из-за стола, не окончив еды;
— уметь спокойно подождать, когда воспитатель занята другим ребенком;
— свои просьбы выражать словами;
— говорить «спасибо» после еды.
- Процесс кормления детей должен проходить четко по указанному в режиме дня времени.
- Перед едой дети должны играть в спокойные игры.
- Детям начинают мыть руки только тогда, когда пища принесена в комнату. Помощник воспитателя моет 2-3 детям руки, и эти дети садятся за стол и начинают кушать.
- Помощник воспитателя берет мыть руки первыми тех детей, которые ничем не заняты. Кроме того, первыми сажают детей, которые медленно едят, младших, ослабленных. Возбужденных детей сажают за стол последними, когда этому ребенку воспитатель и помощник воспитателя смогут уделить больше внимания.
- Предложив ребенку идти мыть руки, помощник воспитателя следит и напоминает, чтобы ребенок убрал на место игрушки, с которыми он играл.
- Подавая детям пищу, воспитатель должна прежде попробовать сама питание, чтобы знать особенности каждого блюда, следить, чтобы пища была красиво оформлена, сохранила свою характерную форму (котлетку, кусок запеканки не разминать), называть блюда, которые ставит перед ребенком, например: «Сегодня очень вкусная гречневая каша» и т.д.
- Второе, третье блюда подаются сразу, как только ребенок съел первое.
- Питание раздает воспитатель и следит за оставшимися играющими детьми (в начале обеда), дает указания убрать игрушки, следит за позой детей во время еды, напоминает о навыках, правилах поведения за столом.
- Обращение воспитателя не должно быть общим ко всем детям. Она обращается к небольшим группам, к отдельному ребенку, при этом говорит негромко.
- Помощник воспитателя и воспитатель следят, чтобы за столами детей в процессе еды всегда было чисто.
- Докармливает детей воспитатель или помощник воспитателя, сидя на стульчике с правой стороны от ребенка, не ложкой ребенка, а чистой ложкой (на каждого докармливаемого ребенка).
- Ребенок, как только поел, выходит из-за стола, говорит «спасибо» и идет играть.
- Подготавливаясь к обеду, воспитатель привлекает некоторых детей (детей-дежурных) к помощи: поставить стульчики, тарелочки на столы.
- Дети должны пользоваться матерчатыми салфетками. Салфетки закладываются за ворот рубашки, платья или завязываются. Со второй половины 3-го года жизни дети пользуются бумажными салфетками.
Воспитатель должна следить, чтобы дети пользовались салфеткой во время еды по мере загрязнения. Во время кормления детей помощник воспитателя также принимает участие в раздаче пищи детям, выполняя это методически правильно.
Методические правила проведения одевания и раздевания:
- В процессе организации одевания и раздевания детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки: научить детей самостоятельно снимать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую одежду, самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нужном порядке.
Формирование правил поведения:
— начав раздеваться, не отвлекаться игрой;
— аккуратно убирать одежду;
— помогать товарищам, соблюдать в спальне тишину;
— развивать ориентировки в окружающем;
— знакомить с различными свойствами и качествами предметов;
— обогащать словарь и т.д.
- Перед укладыванием на сон дети должны быть спокойны, воспитатель организует спокойные игры.
- Укладывание детей на сон проводится постепенно, приглашается 5-6 детей в спальню, остальные дети играют.
- Приглашать спать первыми надо детей более младших или физически более слабых, которые в это время ничем не заняты, быстро утомляются, кто дома плохо спал.
- Спокойно засыпающих детей надо укладывать первыми, а кто проявляет активность — последними. Воспитатель, освободившись от укладывания детей, сможет побыть около того ребенка, который сам долго не может успокоиться.
- Возбужденного ребенка следует прежде успокоить, а потом укладывать спать.
- Во время раздевания детей воспитатель и помощник воспитателя одновременно следят за несколькими детьми: одному помогают, другому подсказывают, с чего надо начинать раздеваться, третьему предлагают обратиться за помощью к товарищу и т.д. Должны постоянно побуждать детей к самостоятельности.
- Раздеваться ребенок должен в определенном порядке: снять платье, туфли, штанишки, колготки. В обратной последовательности одеваться.
- Любой ребенок, как только он проснулся, должен встать, одеться и самостоятельно начать играть.
- Если ребенок просыпается медленно и некоторое время после сна бывает вялым, то нельзя громко говорить, тормошить его. Нужно дать ему немного полежать, ласково поговорить с ним, вызвать у него желание встать.
- Во время сна детей в спальне обязательно должен находиться взрослый.
- Ребенок должен спать днем не менее 2,5 часа.
Методические правила проведения умывания:
- При умывании детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки:
— обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки; самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.
— использовать процесс умывания для развития речи и ориентировки в пространстве.
- Первыми направляют умываться тех, кто медленно ест, с плохим аппетитом, кто сам намеревается идти.
- Перед умыванием воспитатель засучивает рукава детям.
- Одновременно помощник воспитателя умывает 2-3 детей, не торопясь, давая детям возможность умываться самостоятельно.
Методические правила проведения высаживания, туалета:
- Закреплять умение проситься на горшок.
- Прививать элементарные культурно-гигиенические навыки:
— пользоваться только индивидуальными предметами ухода (своим носовым платком, полотенцем, горшком);
— замечать грязное лицо и непорядок в одежде (спущенные колготки, оторвавшуюся пуговицу);
— вытирать самому нос.