Организация с детьми раннего возраста

Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению

Дети раннего возраста — очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего — обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребёнка к детскому саду:

лёгкую, среднюю, тяжёлую.

При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течении месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми. Окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течении месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. При поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжёлаяадаптация приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость).

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой “домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.

Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.

Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения.

Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста следует делать на сенсорные и моторные игры.

Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого педагога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.

В организацию адаптационного периода включаются элементы театрализованной деятельности:
-показ настольного театра «Теремок»,
-драматизация сказки «Как собака друга искала»
-инсценирование потешки «Курочка Рябушечка»
— игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»

На протяжении всего адаптационного периода целесообразно проводить игровые занятия, основными задачами которых являются:

преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения;

снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

развитие речевой активности, восприятия, внимания;

развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

развитие игровых умений и навыков.

Это могут быть такие игры и занятия, как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки». 
Необходимо на занятиях использовать приемы, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей: 
— игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Дождик как-кап-кап», «Плыви кораблик», «Печем пирожки», «Вымоем машину».

— пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш малыш», «Мальчик-пальчик», «Сорока», «Домик».
— монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).

— сжимание кистей рук (малышу предлагать резиновую игрушку-пищалку).

— рисование фломастером, красками.

— слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк).

-занятия смехотерапией.

В основную часть занятия необходимо включать игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.
Завершать занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению. Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Каждое занятие эффективно проводить в несколько этапов, игры по ходу варьировать в зависимости от реактивности детей. Проявляющаяся в этом возрасте у детей синтония (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топание, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.

Следует не забывать ежедневно использовать язык поэтических образов, так созвучный детской душе. С помощью потешек, пестушек, колыбельных песен, песенок малыши приобретают необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира.

Успешная адаптация — это залог физического и психологического благополучия ребенка. Критерии эффективности успешной адаптации: социализация детей младшего дошкольного возраста; повышение уровня эмоционального благополучия; развитие физической и психологической культуры детей.

Используемая литература:

1.Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007. — 79 с.

2.Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

свернуть

Общие правила по привитию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет

  1. Воспитывать положительное отношение к процессам, связанным с едой, укладыванием спать, туалетом.
  2. Проводить режимные моменты точно по режиму.
  3. Постоянно закреплять ранее приобретенные умения и обучать новым умениям.
  4. При проведении    процессов    воспитывать    культурно-гигие­нические навыки.
  5. Воспитывать у детей правила поведения, связанные с тем или иным процессом.
  6. Обучая детей умениям и навыкам, использовать разнообразные приемы: показ, прямая помощь, словесные указания и объяс­нение, напоминание.
  7. Процессы проводить постепенно, не допускать, чтобы дети ожи­дали друг друга.
  8. Учитывать индивидуальные способности и состояние ребенка в данный момент.
  9. Относиться к каждому ребенку чутко, ласково и заботливо. Понимать настроение ребенка, учитывать его желания и потребности.
  10. Использовать кормление, одевание и умывание в целях разви­тия речи, движений, ориентировок в окружающем и формировании организационного поведения.

Методические правила проведения кормления:

1, При проведении кормления необходимо воспитывать сле­дующие умения и навыки:

а) мыть руки перед едой;

б) принести стул и сесть за стол;

в)   есть аккуратно, действовать преимущественно правой рукой, к третьему году держать ложку правильно;

г) есть с аппетитом все, что полагается;

д) есть первые и вторые блюда с хлебом;

е) самостоятельно доставать и пользоваться салфеткой.

Формирование правил поведения:

— не мешать во время еды другим детям;

— не выходить из-за стола, не окончив еды;

— уметь спокойно подождать, когда воспитатель занята другим ре­бенком;

— свои просьбы выражать словами;

— говорить «спасибо» после еды.

  1. Процесс кормления детей должен проходить четко по указанно­му в режиме дня времени.
  2. Перед едой дети должны играть в спокойные игры.
  3. Детям начинают мыть руки только тогда, когда пища принесена в комнату. Помощник воспитателя моет 2-3 детям руки, и эти дети садятся за стол и начинают кушать.
  4. Помощник воспитателя берет мыть руки первыми тех детей, которые ничем не за­няты. Кроме того, первыми сажают детей, которые медленно едят, младших, ослабленных. Возбужденных детей сажают за стол по­следними, когда этому ребенку воспитатель и помощник воспитателя смогут уделить больше внимания.
  5. Предложив ребенку идти мыть руки, помощник воспитателя следит и напоми­нает, чтобы ребенок убрал на место игрушки, с которыми он играл.
  6. Подавая детям пищу, воспитатель должна прежде попробовать сама питание, чтобы знать особенности каждого блюда, следить, чтобы пища была красиво оформлена, сохранила свою характер­ную форму (котлетку, кусок запеканки не разминать),  называть блюда, которые ставит перед ребенком, например: «Сегодня очень вкусная гречневая каша» и т.д.
  7. Второе, третье блюда подаются сразу, как только ребенок съел первое.
  8. Питание раздает воспитатель и следит за оставшимися играю­щими детьми (в начале обеда), дает указания убрать игрушки, сле­дит за позой детей во время еды, напоминает о навыках, правилах поведения за столом.
  9. Обращение воспитателя не должно быть общим ко всем детям. Она обращается к небольшим группам, к отдельному ребенку, при этом говорит негромко.
  10. Помощник воспитателя и воспитатель следят, чтобы за столами детей в процессе еды всегда было чисто.
  11. Докармливает детей воспитатель или помощник воспитателя, сидя на стульчике с правой стороны от ребенка, не ложкой ребенка, а чистой ложкой (на каждого докармливаемого ребенка).
  12. Ребенок, как только поел, выходит из-за стола, говорит «спаси­бо» и идет играть.
  13. Подготавливаясь к обеду, воспитатель привлекает некоторых детей (детей-дежурных) к помощи: поставить стульчики, тарелочки на столы.
  14. Дети должны пользоваться матерчатыми салфетками. Салфет­ки закладываются за ворот рубашки, платья или завязываются. Со второй половины 3-го года жизни дети пользуются бумажными салфетками.

Воспитатель должна следить, чтобы дети пользовались сал­феткой во время еды по мере загрязнения. Во время кормления детей помощник воспитателя также принимает участие в раздаче пищи детям, вы­полняя это методически правильно.

Методические правила проведения одевания и раздевания:

  1. В процессе организации одевания и раздевания детей необ­ходимо воспитывать следующие умения и навыки: научить де­тей самостоятельно снимать одежду, обувь, расстегивать и за­стегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую оде­жду, самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нуж­ном порядке.

Формирование правил поведения:

—     начав раздеваться, не отвлекаться игрой;

—     аккуратно убирать одежду;

—     помогать товарищам, соблюдать в спальне тишину;

—     развивать ориентировки в окружающем;

—     знакомить с различными свойствами и качествами предметов;

—     обогащать словарь и т.д.

  1. Перед укладыванием на сон дети должны быть спокойны, воспи­татель организует спокойные игры.
  2. Укладывание детей на сон проводится постепенно, приглашает­ся 5-6 детей в спальню, остальные дети играют.
  3. Приглашать спать первыми надо детей более младших или фи­зически более слабых, которые в это время ничем не заняты, быст­ро утомляются, кто дома плохо спал.
  4. Спокойно засыпающих детей надо укладывать первыми, а кто проявляет активность — последними. Воспитатель, освободившись от укладывания детей, сможет побыть около того ребенка, который сам долго не может успокоиться.
  5. Возбужденного ребенка следует прежде успокоить, а потом ук­ладывать спать.
  6. Во время раздевания детей воспитатель и помощник воспитателя одновременно следят за несколькими детьми: одному помогают, другому подска­зывают, с чего надо начинать раздеваться, третьему предлагают обратиться за помощью к товарищу и т.д. Должны постоянно побу­ждать детей к самостоятельности.
  7. Раздеваться ребенок должен в определенном порядке: снять платье, туфли, штанишки, колготки. В обратной последовательности одеваться.
  8. Любой ребенок, как только он проснулся, должен встать, одеться и самостоятельно начать играть.
  9. Если ребенок просыпается медленно и некоторое время после сна бывает вялым, то нельзя громко говорить, тормошить его. Нуж­но дать ему немного полежать, ласково поговорить с ним, вызвать у него желание встать.
  10. Во время сна детей в спальне обязательно должен находиться взрослый.
  11. Ребенок должен спать днем не менее 2,5 часа.

Методические правила проведения умывания:

  1. При умывании детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки:

—     обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки; самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.

—     использовать процесс умывания для развития речи и ориенти­ровки в пространстве.

  1. Первыми направляют умываться тех, кто медленно ест, с плохим аппетитом, кто сам намеревается идти.
  2. Перед умыванием воспитатель засучивает рукава детям.
  3. Одновременно помощник воспитателя умывает 2-3 детей, не торопясь, давая де­тям возможность умываться самостоятельно.

Методические правила проведения высаживания, туалета:

  1. Закреплять умение проситься на горшок.
  2. Прививать элементарные культурно-гигиенические навыки:

—     пользоваться   только   индивидуальными   предметами   ухода (своим носовым платком, полотенцем, горшком);

—     замечать грязное лицо и непорядок в одежде (спущенные кол­готки, оторвавшуюся пуговицу);

—     вытирать самому нос.

свернуть