
Воспитатель должен продумать и целесообразность возможного объединения других уголков (центров). Театральный уголок лучше объединить в художественно-творческий центр, в него вошли бы - театр, изодеятельность, музыка.
Предметная среда в центре не должна восприниматься как нечто застывшее, стационарное. Чтобы обеспечить развивающий характер среды необходимо выполнение принципа сменяемости материала в зависимости:
- от основных целей и задач работы в данный период
- направлений работы детского сада, группы
- времени года
- тем занятий соответствующего цикла
- интересов детей
- состояния самого материала (изношенность, своевременность)
Важно предусмотреть и принципы: многофункциональности, эстетичности и доступности, всего предлагаемого материала.
Обязательными составляющими театральных уголков должны быть следующие атрибуты:
а) ширма
б) уголок ряженья (шляпы, бусы, веера, детали костюмов, усы, парики, очки, маски-шапочки, театральный реквизит, декорации и т.п.).
Содержание театрального уголка определяется необходимостью ознакомления детей с различными видами театра.
В литературе можно найти разные классификации видов театра. Вот один из них:
Классификация кукольного театра педагогов
(авторы Л.В Куцакова и С.И. Мерзлякова)
Театр на руке
|
Верховые куклы
|
Настольный театр
|
Стендовый театр
|
Напольный театр
|
Театр живой куклы
|
Пальчиковый
Варежковый
Перчаточный
Картинки на руке
|
На ложках
Би-ба-бо
Тростевые
На гапите
|
Картинки
Баночный театр
На кружках
Магнитный
Вязанный
Конусный
|
Теневой
Магнитный
На фланелеграфе
Стенд-книжка
|
Конусный
Кукла-марионетка
|
Ростовые
куклы-люди
Театр масок
|
Примерное оснащение театрального уголка групп:
В группе младшего дошкольного возраста (2-3 лет) это:
1.Ширма настольная
2.Фланелеграф
3.Театральный стол для показа.
4.Атрибуты для ряженья-элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, костюмы, парики, маски.)
5.2-3 сказки для постановки: «Курочка ряба», «Репка».
6.Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений; звуки домашних животных, ветра, дождя, простейшие музыкальные игрушки- погремушки, бубен, барабан.
В группе младшего дошкольного возраста (3-4 лет) это:
1.Фланелеграф
2.Различные виды театров:
Театр картинок («Три медведя», «Колобок»)
Театр петрушки(«Курочка Ряба»)
Теневой театр(«Лиса и заяц»)
3.Маленькая ширма для настольного театра.
4.Атрибуты для ряженья- элементы костюмов(шляпы, юбки, сумки, шарфы, бусы, маски, костюмы) для разыгрывания 2-3сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»
5.Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, простейшие музыкальные игрушки- погремушки, бубен, барабан.
В группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет) это:
1.Больщая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
2.Стойка-вешалка для костюмов.
3.Атрибуты для ряженья-костюмы сказочных героев, масок животных, театральных персонажей, эмблемы с изображением любимых литературных персонажей (Винни-пух, Буратино).
4.Атрибуты для постановки 3-4 сказок: «Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Рукавичка».
5.Куклы и атрибуты для обыгрывания для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, кукольный, настольный, перчаточный)
6.Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, звуки ветра, дождя ; музыкальные игрушки- металлофон, дудочки-свистульки, бубен, барабан.
В группе старшего дошкольного возраста (5-7 лет) это:
1.Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, декорации (домики, силуэты деревьев, цветные шнуры или ленточки для изображения реки, дорожек).
- Стойка-вешалка для костюмов.
3.Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановок 5-6 сказок.
- В группе имеются разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
5.Детское коллекционирование: театральные программки, билеты, открытки, значки, рекламные плакаты.
- Для театрально-игровой деятельности должны иметься технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.
Хранителем-талисманом театрального центра, может быть кукла из тех видов театров, которые предлагаются (на выбор). Это, своего рода, кукла-зазывалка, вызывающая у детей интерес к данной деятельности. Эта кукла должна быть любимой для детей, знакомой для них. Она зачинщица и помощница для детей в любом виде театрализованной деятельности. С ней они могут отправиться в любое путешествие. Она может помочь в обучении детей основам театра. Иногда воспитатель может уточнять и закреплять знания детей через прием обучения куклы самими детьми («давайте расскажем», «давайте научим нашу куклу»). Дети могут готовить кукле подарки (новый бантик, шляпку и т.д.). Для развития у детей старшей группы творческого воображения и искусства перевоплощения, в театральных уголках этих групп целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут сами моделировать свое творчество. Алгоритм перевоплощения (карточки с последовательностью и избирательностью выбора реквизита, костюмов) помогут детям, с помощью костюмов, самим научиться создавать выбранный образ, делая его более ярким и эмоциональным. Алгоритмы перевоплощения могут быть следующего содержания. Перевоплощение:
- в насекомых, бабочек (усы, крылья, элементы костюмов);
- в птиц (крылья, клюв, хвост и т.д.);
- в животных (шапочки-маски, хвост, ушки и т.д.);
- в сказочных героев (костюмы Красной Шапочки, Кота в сапогах и т.д.);
- в возрастных героев: старичок – бородка, усы, клюка; бабушка – очки, платочек, передник и т.д.
Они должны быть оформлены красочно, в доступной для детей форме.
Алгоритмы по развитию сказочного сюжета научат детей фантазировать, включаться в творческий процесс - придумывание новой сказки, изменяя сюжетную линию, добавляя по своему усмотрению новых героев. По содержанию эти алгоритмы могут быть предназначены для развития словотворчества детей, их самостоятельной театрализованной деятельности. Они могут быть:
- по сюжетной линии знакомой сказки;
- с отражением сюжета, в котором нет ни начала, ни конца (их дети придумывают сами);
- детям предлагается набор персонажей, с которыми они должны составить собственную сказку (животные, сказочные герои, люди).
Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей»:
- волшебные ларец, шкатулка, коробочка (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;
- волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми), используется в играх на развитие чувства веры в предлагаемые обстоятельства;
- волшебная дудочка (играет – все танцуют, не могут остановиться);
- волшебная палочка (для перевоплощения, снятия зажатости и робости при исполнении роли, для изменения сюжета);
- волшебный мешочек (из которого можно достать любую вещь, а также для беспредметного обыгрывания, и для развития фантазии);
- волшебный стаканчик (в нем может быть любой напиток – обыгрывание на этюдов на память физических действий, развитие мимики);
- волшебная маска (превращение в любого героя, действие от его имени);
- волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет), используется для описательного рассказа, для развития связной речи, фантазии воображения;
- волшебная скатерть (дети используют в сюжетной игре для изображения имитационных движений в этюдах «За столом», «Очень вкусно» и т.д.) на развитие мимики, жеста;
- волшебные башмачки, тапочки (с их помощью можно быстро бегать, высоко прыгать, хорошо танцевать).
Уважаемые воспитатели, при оформлении своих групповых театральных уголков, желаю вам проявлять фантазию, выдумку и изобретательность.
Творческих успехов!